Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июля 2011 г. № 149
Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 января 2014 г. № 1 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/29228 от 29.10.2014 г.) <W21429228>;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 318 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/38827 от 06.10.2022 г.) <W22238827>
На основании пункта 4 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | С.А.Маскевич |
СОГЛАСОВАНО Министр здравоохранения В.И.Жарко 05.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Министр труда М.А.Щеткина 03.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Первый заместитель В.В.Амарин 15.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Заместитель Министра экономики А.В.Филонов 24.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель К.А.Сумар 06.06.2011 | СОГЛАСОВАНО Первый заместитель председателя В.Г.Новацкий 02.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель В.А.Дворник 14.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель С.Б.Шапиро 15.07.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Б.В.Батура 15.07.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель П.М.Рудник 24.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Н.А.Ладутько 23.07.2011 |
|
| Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств.
2. Настоящее Положение распространяет свое действие на учреждения дополнительного образования детей и молодежи, а в части организации образовательного процесса и приема (зачисления) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи – на иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи (далее, если не установлено иное, – иные организации).
3. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
4. Основными задачами учреждения дополнительного образования детей и молодежи являются:
реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
выявление и развитие творческих способностей детей и молодежи, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании;
осуществление научно-методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
5. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи является юридическим лицом.
6. Управление учреждением дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии со статьей 228 Кодекса, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
7. В учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут создаваться структурные подразделения: отделение, учебно-опытный участок, иные структурные подразделения.
8. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения дополнительного образования детей и молодежи осуществляются в порядке, установленном Кодексом и иными актами законодательства.
9. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определенным в пункте 1 статьи 225 Кодекса.
10. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи установлены статьей 229 Кодекса.
11. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в очной, заочной и дистанционной формах получения образования.
12. Наполняемость объединения по интересам определяется на основании пунктов 8 и 10 статьи 229 Кодекса.
Наполняемость объединения по интересам, в котором образовательный процесс организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц, составляет при обучении в возрасте от 2 до 6 лет не более 6 человек, из которых не менее 2 человек лица с особенностями психофизического развития, а при обучении лиц в возрасте от 7 лет и старше – не более 10 человек, из которых не менее 3 человек лица с особенностями психофизического развития.
13. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединение по интересам может делиться на подгруппы.
14. Каждый учащийся имеет право выбора обучаться в одном или нескольких объединениях по интересам.
15. В течение учебного года, включая каникулярный период, в учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут реализовываться программы объединений по интересам с переменным составом учащихся (краткосрочные).
16. Формами организации образовательного процесса являются занятие, урок, учебная практика и иные формы.
17. Продолжительность занятий в учреждении дополнительного образования детей и молодежи формируется с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
18. Расписание занятий утверждается руководителем учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Расписание составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
При организации занятий объединения по интересам (1-го года обучения) первые два занятия отводятся на комплектование объединения по интересам.
19. Учет занятий ведется в журнале планирования и учета работы объединения по интересам в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
20. Занятия в учреждении дополнительного образования детей и молодежи художественного и культурно-досугового профилей в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи могут проводиться в сопровождении концертмейстера (аккомпаниатора).
21. В течение учебного года с учащимися учреждения дополнительного образования детей и молодежи проводится воспитательная работа.
22. Воспитательная работа организуется в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания.
23. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи при реализации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, может организовывать работу оздоровительного лагеря (сезонного с дневным и круглосуточным пребыванием, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по профилям, направлениям деятельности).
24. Учащимся учреждений дополнительного образования детей и молодежи, освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с изучением учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем на повышенном уровне, выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.
25. Учащимся, находящимся на лечении или оздоровлении в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи.
26. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждением дополнительного образования детей и молодежи по месту нахождения санаторно-курортной или оздоровительной организации либо санаторно-курортной или оздоровительной организацией.
27. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи учащимися, находящимися на лечении или оздоровлении в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, принимается учреждением дополнительного образования детей и молодежи, которое организует образовательный процесс, или санаторно-курортной, оздоровительной организацией на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося.
28. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
29. Учет занятий ведется в журнале планирования и учета работы объединения по интересам.
30. Для учащихся, которые получают общее среднее или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.
31. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по месту жительства (месту пребывания) учащегося в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
32. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи на дому принимается учреждением образования, организующим образовательный процесс для получения общего среднего или специального образования на дому, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося.
33. Реализация содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на дому осуществляется педагогом дополнительного образования учреждения образования, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, который направляется приказом руководителя этого учреждения.
34. Расписание занятий для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на дому, составляется с учетом установленных санитарно-эпидемиологических требований, согласовывается с учащимся, законным представителем несовершеннолетнего учащегося и утверждается руководителем учреждения образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.
35. Сведения об учащихся, осваивающих содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на дому, результаты их учебной деятельности вносятся педагогом дополнительного образования, осуществляющим обучение и воспитание на дому, в журнал планирования и учета работы объединения по интересам.
36. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, осваивающих содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, на дому осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 декабря 2020 г. № 301.
37. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, общие требования к разработке и утверждению которой установлены статьей 235 Кодекса.
38. Иные организации до начала реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по определенному направлению деятельности соответствующего профиля предоставляют на согласование структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – местные органы управления образованием), на бумажном носителе (два экземпляра) и в электронном виде программу объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины (далее – программа), утвержденную руководителем этой организации.
Местные органы управления образованием:
определяют ответственных лиц за согласование программы;
обеспечивают в течение 15 рабочих дней со дня ее поступления в местные органы управления образованием рассмотрение программы и информирование иных организаций о результатах согласования программы.
39. Сроки приема (зачисления) в учреждение дополнительного образования детей и молодежи определяются его руководителем.
40. Прием (зачисление) лиц в учреждение дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии со статьей 230 Кодекса.
41. Проверка способностей для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, в том числе по направлению деятельности «Хореография», проводится на основании критериев оценки уровня развития способностей, разработанных учреждением дополнительного образования детей и молодежи.
42. Для организации приема (зачисления) лиц в учреждение дополнительного образования детей и молодежи, проведения проверки способностей для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия, возглавляемая руководителем учреждения дополнительного образования детей и молодежи или уполномоченным им лицом.
Состав приемной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Срок полномочий приемной комиссии составляет один календарный год.
43. Приемная комиссия обеспечивает:
прием документов, их оформление и хранение;
подготовку графика проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
организацию консультаций;
проведение проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
рассмотрение заявлений лиц (законных представителей несовершеннолетних) о пересмотре результатов проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
анализ и обобщение результатов приема документов, проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
подготовку предложений по совершенствованию организации проведения проверки способностей к освоению содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
выполнение иных функций в рамках своей компетенции.
44. Прием (зачисление) лиц в учреждение дополнительного образования детей и молодежи оформляется приказом руководителя учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
45. Отчисление из учреждения дополнительного образования детей и молодежи для перевода учащихся в другое учреждение дополнительного образования детей и молодежи, перевод для получения образования в другой форме получения образования учащихся, получающих дополнительное образование детей и молодежи, осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 516 «Об отчислении для перевода, переводе обучающихся и восстановлении лиц для продолжения получения образования».
![]() |
||||
|